?

Log in

Misha Furman
10 November 2016 @ 08:47 am
О российском мистицизме.

Я не о философском мистицизме, а о массовом сознании верующих в "чудо", нечто плохое или хорошее, но иррациональное,
совершенно противоречащее логике и здравому смыслу.

Давно, в поздние годы Хрущева пользовались популярностью довольно злобные, направленные против него, анекдоты.
А, надо сказать, правителей в советские времена народ традиционно не любил (исключением может быть Сталин, но
очень трудно оценить, сколько людей его в самом деле любило, а сколько сжав зубы скрывало ненависть. Не говоря
еще о распространенном "двоемыслии").

Анекдот, который мне (я я был тогда подростком) был из серии "армянское радио" (надеюсь, что я не задел никого упоминанием
этой, очень популярной тогда в России, серии анекдотов, конечно, порой, не без некоторого шовинистического оттенка):

А.Р. спрашивают: что будет, если стукнуть кирпичом по лысой голове?
А.Р. отвечает: будет много молока, мяса, и.т.д.

(напомню, что это были годы, когда начались проблемы с продовольствием, даже в определенной степени и в Москве).

Замечу, что здесь, хотя и в шуточной форме, без полной уверенности, звучит вера: всё и все - замечательны, вот только один
человек: Хрущев виноват, убрать его и все (магически) исправится!

Позже, во времена перестройки, я слышал подобное, уже в серьезной форме и со многих сторон, обращенное к двум словам:
"рынок" и "демократия". "Дайте нам свободный рынок и все будет замечательно само собой - ничего больше не требуется".
И, что-то подобное, про демократию. Я думаю, что в СССР/России тогда почти никто тогда и не понимал точного смысла этих двух
слов/понятий. Да и сейчас многие не понимают.

[Веороятно это с очень давних пор: вспоминается "...вот приедет барин, барин нас рассудит..."]
 
 
 
Misha Furman
24 September 2016 @ 02:20 pm
Originally posted by matveychev_oleg at Денацификация (фото 18+)
Как простые немцы хоронили жертв нацизма.

В западной зоне оккупации Германии в 1945-48 годах союзники насчитали 3,5 млн. немцев, причастных к нацизму, реальные наказания понесли только десятки тысяч. Но в целом вся немецкая нация была признана больной, и прошла денацификацию, самой жёсткой формой которой стало принудительное перезахоронение жертв нацизма голыми руками (фото 18+).

В западной оккупационной зоне американцы, англичане и французы разделили всех немцев на несколько групп. Причисление к определённой категории влекло различные наказания. Например, для виновных, в том числе для извлекателей пользы: а) рабочий лагерь до 5 лет, или привлечение к общественным работам, б) дополнительно полная или частичная конфискация имущества, особенно ценного, за исключением предметов повседневного употребления; в) в отдельных случаях лишение избирательного права или запрет на занятие определённых должностей сроком не менее 5 лет.

Для попутчиков: а) разовый взнос или регулярная выплата определённой денежной суммы в фонд компенсации нанесенного ущерба (минимум 50, максимум 2000 рейхсмарок); б) в случае отказа от платы денежный штраф заменялся принудительным трудом в течение не более 30 рабочих дней; в) предусматривалось дополнительное наказание для государственных служащих: судебная камера может предложить понижение в должности или отправку на пенсию. Характерно, что по поводу пункта «в» законодатель замечает: применять «в редчайших случаях».

Базисом для получения свидетельства о прохождении денацификации, а также возможного предъявления обвинения и его запуска в делопроизводство, служила обширная анкета (из 131 вопроса), которая требовала от заполняющего подробнейших сведений о личной, производственной и политической жизни. Чтобы пресечь попытку уклонения от анкетирования, прибегли к самому эффективному в послевоенное время средству: продуктовая карточка выдавалась лишь по предъявлении квитанции, подтверждающей сдачу анкеты в ратушу. Также и проживание в населённом пункте и трудоустройство в учреждение или на частное предприятие (и следующего за приёмом продолжения работы до момента увольнения) требовали наличия упомянутой квитанции.

В случае нелегального проживания серьезным санкциям подвергался сдатчик квартиры. Специально оговаривались наказания тюремным заключением или денежным штрафом за ложные данные в анкете и уклонение от регистрации.

Read more...Collapse )

 
 
 
Misha Furman
Originally posted by eska at Литва на фотографиях Ромуальдаса Пожерскиса (1970-1990-е)
Литовский фотограф, педагог, профессор Университета Витовта Великого в Каунассе. Окончил факультет электротехники Каунасского политехнического института. Автор циклов «Старые города Литвы», «Победы и разочарования», «Сельские праздники». Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств каунасского Университета Витовта Великого, где читает курс по истории и эстетике фотографии. Лауреат высшей премии за достижения в области культуры в Литве — Национальной премии Литовской Республики, член Союза фотохудожников Литвы и Международной федерации фотоискусства (FIAP).

+32Collapse )
 
 
 
Misha Furman
Ранние стихи Иосифа Бродского и моя юность.

Никогда не думал, что это так переплетено. А тут, увидал мною же когда-то сохраненную ссылку на сайт с собранием стихов Бродского, открыл и обнаружил там его очень ранние стихи, некоторые из которых видимо и не побликовались. И начал читать - многие я знаю наизусть, хотя и подзабыл немало - за 50 с лишним лет. И перед моими глазами замелькали картинки из моего прошлого, моей юности. Не то, чтобы тематически связанные с содержанием стихов, а скорее скорее картинки мест и эпизодов, где и когда я эти стихи вспоминал или читал - чаще про себя. И, конечно, мое первое знакомство - в школе я увидел у Нины, сидевшей за соседней партой, тоненькую голубую школьную тетрадку с переписанными от руки стихами...

Бродский потом не любил свои ранние стихи. Хотя, уже под конец жизни, на единственном его концерте, на котором я был и видел и слышал его, он сказал - кажется в ответ на какой-то вопрос - что он недавно перечитал свои ранние стихи и понял, что стыдиться ему их нечего :)

Интересно, что два моих еще более ранних юношеских, почти детских поэтических пристрастия - Н.Гумилев и Б.Пастернах такого корреляционного эффекта с моей памятью не производят. Хотя они тоже остались моими любимыми поэтами на всю жизнь.

Сайт, который я упоминал.
http://www.booksite.ru/localtxt/bro/dsk/ii/brodskii_i_a/sochineniya/index.htm
 
 
 
Misha Furman
Originally posted by maxim_nm at Расстрел «Новочеркасского майдана» в 1962 году.


Любители Советского Союза очень часто любят повторять — мол, в СССР плохо жилось только всяческим "нетрудовым элементам" и лентяям, а вот рабочим и крестьянам жилось очень хорошо, в этой стране они пользовались всеми правами и привилегиями. Слово рабочего человека было законом, к нему прислушивалось даже самое высокое руководство. Когда заговариваешь с такими собеседниками о Новочеркасском расстреле 1962 года, то оказывается, что они о нем ничего не знают, либо знают, но не хотят говорить, либо отвечают в стиле "а в Америке Абама негров линчует!".

Новочеркасск в 1962 году — это пример борьбы простых людей за свои права, закончившейся трагедией. По-моему, этот случай пошатнул легитимность советской власти даже в глазах ее ярых адептов — ведь они часто любили повторять, что в отличие от "царской России с бесправными рабочими" в СССР их права уважаются. Получается, что революция ничего не изменила — осталась и бедность, и бесправие, и расстрелы демонстраций.

Под катом — рассказ о новочерскасской трагедии, случившейся в этот день 54 года назад.

Читать дальше.Collapse )

______________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:

 
 
Максим Мирович


Любители Советского Союза очень часто любят повторять — мол, в СССР плохо жилось только всяческим "нетрудовым элементам" и лентяям, а вот рабочим и крестьянам жилось очень хорошо, в этой стране они пользовались всеми правами и привилегиями. Слово рабочего человека было законом, к нему прислушивалось даже самое высокое руководство. Когда заговариваешь с такими собеседниками о Новочеркасском расстреле 1962 года, то оказывается, что они о нем ничего не знают, либо знают, но не хотят говорить, либо отвечают в стиле "а в Америке Абама негров линчует!".

Новочеркасск в 1962 году — это пример борьбы простых людей за свои права, закончившейся трагедией. По-моему, этот случай пошатнул легитимность советской власти даже в глазах ее ярых адептов — ведь они часто любили повторять, что в отличие от "царской России с бесправными рабочими" в СССР их права уважаются. Получается, что революция ничего не изменила — осталась и бедность, и бесправие, и расстрелы демонстраций.

Под катом — рассказ о новочерскасской трагедии, случившейся в этот день 54 года назад.

Читать дальше.Collapse )

______________________________________________


Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже: