?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 June 2010 @ 05:14 pm
Мое отношение к авторской песне.  
Авторская/самодеятельная/студенческая/походная/туристская - сколько названий у нее было.
Ехал сейчас за покупками в неближние магазины и сунул в дырку (не знаю как еще сказать) случайно мне попавшуюся касету Городницкого (случайно, радио в моей машине умеет играть касеты - вообще-то от них уже отказываются, как от пластинок когда-то). Что-то - слушать было приятно, что-то вызывало приятные васпминания большой давности, и, пока ехал я стал размышлять об этом жанре и о эволюции моего отношения к нему.
И - захотелось записать, хотя это, конечно, всего лишь свободный полет мысли и воспоминаний...

Как сейчас помню, первый раз неофициальную музыку я услышал, когда мне было что-то в конце пятидесятых - мне было лет 11. Приятель моего брата Мити (кажется это был Леня Бондарчук) принес к нам домой, в Коптельский переулок, магнитофон (что само по себе было для меня чудом) с записями Окуджавы, Вертинского и Лещенко. Лещенко как-то для меня "отстал", а вот Окуджаву, особенно раннего, да и Вертинского люблю слушать до сих пор. Помню, кажется, что говорили - если я не путаю - что Окуджава выступает иногда в концерном зале кинотеатра Форум на Колхозной (или это Садово-Самотечная?) . В те времена в форуме был концертный зал и там, перед сеансами, обычно играли эстрадные оркестры - я это помню сам, может там бывали и концерту.
Это (а может, и какие-нибудь слушания позже) мне очень запомнились - и экзотика Вертинского и, другого рода, но тоже экзотические стилизации Окуджавы. Впечетление, конечно, усиливались влиянием Мити - например, он объяснил мне всю политическую двусмысленность песни "Возьму шинель и вещьмешок и каску...

Следеющий скачек в отношении к этому жанру я получил, поступив в 9-й класс 7-й математической школы, первый раз попав в компанию моих ровестников, большинство которых были из высоко интелегентных семей и благодаря этому имели довольно высокий, "культурный уровень" (последние слова звучат шаблонно - но не придумал, как это сказать по другому). И замечательная учительница Ирина Игоревна Юдина, которая просто бредила желанием установить человеческие отношения в коллективе и сделала колосально много для этого. В частности - это - походы, стихи, книги (иногда не без значительного риска для нее самой, так как обсуждались книги в том числе и сам- или там-издатовские). И, конечно, в походах - песни у костра. Песни самых разных авторов (в том числе неизвестных). Песни - слушать и петь, нравилось страшно. И все они - почти - тогда мне нравились.

Лишь потом, когда я стал гораздо более разборчив, я также и понял (как мне кажется) причину этой популярности. Я не берусь оценивать музыкальную сторону, но стихи - слова - будучи пмомещены в оболочку музыки и в обстановки многих других "раздражающих" факторов (многие из которых особенно свойственны юности), не очень-то слышались и доходили до сознания (подобное же происходит, как мне кажется, и с рок-песней - громкая музыка, шум, опьянение толпы действуют аналогично). И - во первых, погрешности в стихах не замечаются. А во вторых - определенные слова и выражения доходят до сознания участников, резонирую и их собственными эмоциями. Это последнее явление типично не только для романтически настроенных подростков, но и во многих других средах - скажется в пьяных (слегка) компаниях на вечеринках. Не могу забыть, как, в когда, в дружной компании с моей работы, на разных празнованиях, девушки любили петь хором "парней ток мого холостых, а я люблю женатого..." :) .

Такой "резонанс" - плохо работает в нормальной поэзии. Неудачные строки слышатся лучше (включая их "неудачность", а "шумовой фактор" традиционно здесь гораздо меньше - по крайней мере, если стихи не выкрикиваются на стадионах перед толпами слушателей.

И музыка - может быть очень простой по тем же причинам. Не забуду, как когда-то (лет 40 назад) я пересекся с Колей Константиновым (Николай Николаевич Константинов - замечательный математик и педагог сделавший невероятно много длы преподавания настоящей математики в школах, да и просто замечательный человек) на ББС (Беломорской Биологической Станции, в строй-отряде), где, конечно, песни пели. Он утверждал, что для пения таких "самодеятельных" песен достаточно выучить то ли 2 то ли 3 аккорда на гитаре и очень простые правила их чередования и говорил, что может научить любого. Я тогда, кажется, согласился быть учеником, но ничего из этого не вышло - уж слишком я неспособен к музыке, что, конечно, включает и отсутствие слуха, но далеко не ограничивается им.

Позже, я стал во много раз более критически к подобным песням относиться . Помню, я как-то случайно попал на слет КСП где-то в подмосковье - это было ужасно. Или - "импровизированные" концерты в некоторых русских компаниях уже здесь, в Америке. Наверное еще большую роль в моем образовании сиграл цикл лекций/концертов, который вел известный автор песенных стихов Дмитрий Сухарев - спасибо Диме Богданову, который когда-то порекомендовал этот цикл и пригласил на него. Собственно и сам Дима многому меня научил - не раз я слушал его в узком кругу - особенно запомнился кусок лета, который мы проводили вместе семьями на Московском море. Дима очень хороший исполнитель, да и пел он исключительно песни, хотя из разных "поджанров", но все представляющие интерес.

И - с тех пор прошло еще немало лет - осталось у меня очень немного особенно любимых авторов, да и то многие с оговорками.

Александр Галич.
Юлий Ким - особенно восхищаюсь блеском его творчества в самых разных "поджанрах" .
Окуджава - значительно больше ранний, чем поздний. Ранние его песни - чистая стилизация - без налета снобизма, который чувствуется мне в его позднем творчестве.

И некоторое число авторов следующего (на мой взгляд) уровня, из которых я бы выделил:
- очень избранные песни раннего Городницкого (например, цикл о Москве).
- совсем отдельные песни самого раннего Клячкина - скажем, при моем отрицательном отношении к пению стихов великих поетов, его песни на стихи раннего Бродского я люблю.
Даже не знаю, кого еще назвать... Что-то нравится, но я скорее отношу это к ностальгическим привязанностям юности.
 
 
 
b_n_eb_n_e on June 27th, 2010 07:36 am (UTC)
Я приехал в Москву в 1961
Я приехал в Москву в 1961 из захолустного военного городка возле Уссурийска (отец вынуждел был пойти военврачом в армию после того как у него украли партбилет)
И потому я во многом запаздывал по сравнению со сверстниками
А первым услышал Высоцкого (одновременно с Биттлз) только на первой практике
С Вертинским познакомился только по первой переизданной официально пластинке
А дед много знал на память

Сейчас в Политехническом часто барды выступают, кроме того есть и кафе разные
(Deleted comment)
Misha Furmanmishafurman on June 28th, 2010 03:07 pm (UTC)
"...балалаечку свою...."
Ну, личные предпочтения и оценки могут быть самыми разными. Да и многие авторы имеют/имели свой "шарм". Таковый безусловно был у Анчарова. Помню он очень гордился песней "...спят друзья эмигранты в полутемном кепе...", которая "вышла в народ" ("подобно "от злой тоски" Городницкого или "губы окоянные" Кима). Но, если расширять мой список я бы скорее рассматривал, скажем Высоцкого...
Кстати с Анчаровым у меня также ассоциируется другой заметный автор тех давних лет - Фред Солянов...
Более современных авторов я, конечно, знаю плохо но названные Вами имена мне знакомы - так что я что-нибуди их слышал. Кстати, на мой взгляд, несколько очень ярких песен есть у Юрия Шевчука - к сожалению, только несколько и старых...
В отличие от других видов искусства - это (равно как и театр, наверное) так уж совсем не заметить трудно - если что-то не поется, то и забудется, не проявится. Это не картины, которые можно "открыть" через 50 или 200 лет.
(Deleted comment)
Misha Furmanmishafurman on June 28th, 2010 06:28 pm (UTC)
Я не ставлю Анчарова так высоко (равно как и его прозу), хотя несколько его песен когда-то мне нравились... Остальные две фамилии мне ничего не напоминают - я заглянул по ссылкам, которые Вы опубликовали ниже, но возможности что-то услышать (этих авторов) я не нашел. В 60-е масса была песен, авторы которых не называли себя...
(Deleted comment)
Misha Furmanmishafurman on June 28th, 2010 07:04 pm (UTC)
Большинство песен Анчарова я когда-то почти наизусть знал - сейчас, правда если вспоминать - пробелов будет очень много...

Песню которую Вы указали ссылкой раньше не слышал - забавно, но не очень. На ту же тему у Высоцкого - гораздо лучше, но все это быстро проходящее...
l_erikssonl_eriksson on March 4th, 2011 07:28 am (UTC)
Немножко не согласна в том, что вокал скрывает огрехи в стихах. Много занимаясь в свое время сценарными переделками текстов песен (одно время я писала для одной команды КВН) и наблюдая это явление - более или менее самодеятельные песенные пародии, я столкнулась с обратным. Музыка выпячивает все недостатки текста, приблизительность или неуклюжесть рифмы, сбой ритма, и прочие неряшливости.
Если уместно такое сравнение, музыка для стихов - как открытое - облегающее вечернее платье для женщины, оно украшает, если есть что украсить, но неизбежно бросит в глаза то, что стоило бы спрятать.
А вкусы наши во многом схожи. Ким мне очень нравится. И проза его - тоже. Как-то я читала его воспоминания в "Ле Хаиме".
Misha Furmanmishafurman on March 5th, 2011 01:27 am (UTC)
Наверное бывает и так...
Но мне вспоминается пример - правда не про авторскую песнь. В моем детстве был популярен Марк Бернес - все его любили и я тоже. А тут - лет десять назад - мой гриша был маленький и много плакал - и я часто сидел около него и пел что попало (пою я отвратительно, но Гриша тогда прощал :), а остальные не слышали или терпели).
Пел я все что вспоминалось - включая песни, которые пел Бернес - а именно, "Я люблю тебя жизнь". И первый раз прислушался к словам - о, какой же это ужас!

А, когда не прислушивался - или, вернее, не задумывался, то ничего: музыка ничего, а голос и интонации у него были очень привлекательны.

Утесов был, кажется, более разборчив с текстами песен...



l_erikssonl_eriksson on March 5th, 2011 05:55 am (UTC)
Да, ужасная, пошлая песня "Я люблю тебя, жизнь". Не люблю ее! (песню, а не жизнь!) :)
Утесова, мне думается, спасал имидж более легкомысленный, далекий от номенклатурной гражданственности. В нем было какое-то животное чутье на искренние интонации - черта хорошего шансонье. У него много песен явно, заведомо шуточных, чепуховых, он не боялся быть смешным. И это тоже хороший знак!