?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 November 2013 @ 07:47 pm
Об относительности пользы образования  
Интересно, что образование, даже высокого качества, не всегда полезно, а иногда и вредно.
Наблюдение это, хотя и не подкрепленное никакими экспериментальными данными, пришло ко
мне в результате многократного наблюдения за работой инженеров программистов во время
моей работы во многих организациях/фирмах соответствующего профиля, как в СССР, так и в США.
Я уже излагал свои более ранние размышления о различных уровнях программистов раньше
(http://mishafurman.livejournal.com/2009/02/16/), но позже я понял одну несложную истину: образования по специальность может иногда приносить вред. Вероятно это правило применимо к любой технической творческой деятельности.

Если мы построим график, отложив на горизонтальной оси способности/талант работника, а на вертикальной -
зависимость качества выполняемой работы от уровня образования по специальности, скажем, производную
функции качества по уровню образования, то мы получим кривую, начало и конец которой лежат в положительной
области, а середина - в отрицательной.

Одна только оговорка: рассматривается только образование по специальности, то есть то, что непосредственно
применимо к оцениваемой работе.

Для очень слабых образование хорошо: оно позволяет им что-то делать, что иначе для них было бы невозможно или почти невозможно; в том и состоит творческая слабость, что таким работникам очень трудно придумать или изобрести что-то самим.

Очень сильным, талантливым образование помешать не может, а помочь иногда и может: подсказать метод решения
или помочь придти к нему быстрее.

А вот с середняками дело сложнее! Если их выучили каким-то методам/решениям, у них снижается или совсем пропадает стимул подумать как следует самим. И - готовое решение из ученика или лекций может быть совсем не самым лучшим при решении конкретной задачи! Я наблюдал я такой эффект не раз - и немного писал об этом в 4.5-годичном своем посте, ссылку на который я привел выше.

Образование не очень непосредственно связанное с текущей работой, напротив, полезно практически всегда. В случае программирование это относится прежде всего к абстрактной математике, но, вероятно и ко многим другим дисциплинам.
 
 
 
b_n_eb_n_e on November 25th, 2013 04:46 pm (UTC)
Тут IMHO есть еще и вопросы
1) Мотивации
2) Широты проблем
У меня ощущение, что ситуация когда прототип собирается из блоков, а потом переписывает (если оно нужно) встречается все чаще
В такой ситуации попытка делать все самому и все продумывать приводит к огромным издержкам
Кроме того очень плохо одиночкам, которые вынуждены без прочувствованного понятийного аппарата и советчиков, а то и необходимой литературы лезть в пограничные области
Наверное это близко к проблеме научной или технической школы
Misha Furmanmishafurman on November 25th, 2013 07:42 pm (UTC)
Re: Тут IMHO есть еще и вопросы
1,2 - да, конечно.
"из блоков, а потом переписывает" - этого почти никогда не происходит. Но главное, о чем я - это не само использование блоков или чего-то еще готового, а то, что такой подход заслоняет проблемы и отвлекает от того, чтобы подумать как следует.
Одиночкам всегда трудно, но это неизбежность. Да и в современной инженерии (по крайней мере, программной) работать группами (хоть парами) над одним и тем же совершенно не принято...