?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 February 2013 @ 07:36 am
Европейские дровишки в костер антисемитизма  
Originally posted by podrabinek at Европейские дровишки в костер антисемитизма

В конце января этого года Будапештский апелляционный суд оставил в силе решение столичного суда в отношении 42-летнего венгерского гражданина, приговоренного к полутора годам тюрьмы с отсрочкой исполнения на три года. Приговор, таким образом, вступил в законную силу. Имя мужчины не разглашается, а осужден он за то, что 23 октября 2011 года вышел на демонстрацию с написанном на иврите плакатом «Холокоста не было». Ему также запрещено теперь участвовать в демонстрациях и других политических акциях. В дополнение к основному наказанию его обязали не меньше трех раз сходить в Будапештский мемориальный центр Холокоста и описать свои впечатления, а также рекомендовали посетить бывший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау в Польше или мемориальный центр Яд ва-Шем в Иерусалиме.

В феврале 2010 года, вслед за многими европейскими демократиями, парламент Венгрии принял закон об уголовной ответственности за отрицание Холокоста. Этот осужденный стал в Венгрии первым, получившим приговор за отрицание массового истребления евреев во время Второй Мировой войны. Только в одной Венгрии, военном союзнике нацистской Германии, во время войны погибло 600 тыс. евреев, а всего количество жертв Холокоста составляет около 6 млн. человек.

Эта цифра всегда оспаривалась некоторыми историками, любителями и антисемитами. Приводились разные доводы: от простого «не может быть!» до скрупулезного подсчета возможной производительности печей Освенцима. Дискуссии эти никогда не имели особого успеха в обществе отчасти из-за очевидности Холокоста, отчасти из-за моральной невозможности оценивать национальную трагедию в цифрах.

Тем не менее, в начале 80-х годов прошлого столетия в Европе начали обсуждаться меры уголовного противодействия отрицанию Холокоста, а в середине 90-х соответствующие законы начали появляться в некоторых европейских странах. Первой была Германия. В октябре 1994 года здесь был принят «Закон о преодолении последствий преступлений» времен национал-социализма. Максимальный срок наказания по этому закону – 5 лет тюрьмы.

К настоящему времени законы, прямо запрещающие публичное отрицание или оправдание нацистских преступлений приняты в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Литве, Люксембурге, Польше, Словении, Франции, Швейцарии, Канаде и Израиле. Похожие законы действуют в Лихтенштейне, Португалии, Чехии и Словакии. Не везде эти законы одинаковы. В некоторых странах к нацистским преступлениям приравниваются преступления коммунистических режимов.

Суды в Европе не завалены уголовными делами по таким преступлениям, но процессы время от времени проходят. То во Франции кому-нибудь назначат солидный штраф (Роже Гароди, 1998; Жан-Мари Ле Пен, 2008), то в Швейцарии дадут год тюрьмы (Юрген Граф, Герард Фостер,1998; Гастон-Арманд Амодруз, 2000). В 2006 году британский писатель и историк Дэвид Ирвинг за отрицание Холокоста был приговорён в Австрии к 3 годам тюрьмы, отсидел чуть больше года и затем был депортирован домой. В 2009 году австрийский писатель Герд Хонзик был приговорён к 5 годам лишения свободы за отрицание Холокоста и пропаганду нацизма. В 2009 году британский епископ Ричард Уильямсон был оштрафован немецким судом на 12 тысяч евро за отрицание Холокоста в интервью, которое он дал шведскому телевидению. Таким образом, эти нормы закона не то чтобы применяются во всю, но и не «мертвые». Сказал, что не было Холокоста – получи срок; отрицаешь преступления коммунистического режима – ступай туда же. Что может быть лучше? Нацист и коммунист в одной камере – европейская мечта ХХ века!

Однако, вот, странность – невзирая на уголовные меры, в Европе продолжается рост антисемитизма. В январе этого года главные раввины Израиля Йона Мецгер и Шломо Амар направили послание председателю Европейского совета Херману ван Ромпею, в котором выразили обеспокоенность "растущей волной антисемитизма" в Европе. Председатель Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор заявил, что проявления антисемитизма в Европе стали более жестокими.

Недавно один венгерский парламентарий от ультраправой партии Йоббик предложил составить список евреев, которые занимают в Венгрии высокие посты и «представляют угрозу государству». Это возмутило председателя Европейского парламента Мартина Шульца заявившего: «В Европе существует антисемитизм. Есть избранный народом депутат парламента страны, входящей в состав Европейского Союза, который предложил регистрацию евреев. Это потрясающе, это стыдно».

Об истоках антисемитизма в Европе написаны тонны книг и километры исследований. Не повторяя общих мест, следует, однако, заметить, что иные «мудрые» шаги европейских законодателей только способствуют росту антисемитизма. В том числе, уголовная ответственность за отрицание Холокоста.

Законы эти – ясное и недвусмысленное попрание принципов свободы слова. Это факт, с которым вряд ли кто осмелится спорить. Споры идут о том, насколько уместно такое ограничение, насколько обоснованно исключение из правил. Законодатели выбрали в новейшей истории некую сакральную тему, которую запрещено обсуждать, запрещено подвергать сомнению ее истинность. Таким образом, на одну выбранную историческую тему свобода слова не распространяется. Несправедливость такого подхода очевидна. А несправедливость порождает в обществе раздражение и протест. Протест против кого? Разумеется, против законодателей, но заодно и против объекта их защиты – против евреев.

Мало, что так раздражает людей, как официальное признание превосходства над ними какой-то группы других людей. Никому не хочется выглядеть вторым сортом. Европейские законодатели как бы говорят своим гражданам: «Обсуждайте все, ругайте все, сомневайтесь во всем, кроме Холокоста. Это вне критики». Чем можно разогреть европейский антисемитизм сильнее, чем такими законами? Вот уж настоящая медвежья услуга еврейскому народу!

Мало того, что это несправедливо в правовом плане. Клиническим антисемитам и расовым параноикам дан в руки моральный козырь – теперь они сражаются не просто со «всемирным еврейским заговором», но и за справедливость. Потому что борьба за равенство прав и свободу для всех – это, действительно, борьба за справедливость.

Известно, что будет, если приватизировать сто метров государственной границы. Граница исчезнет, потому что ста метров хватит для любой контрабанды или нелегальной миграции. Что будет, если в законе сделать исключение? Закона не будет, потому что закон, предназначенный не для всех – это не закон. И одним исключением не обойдется. Для кого-то сакральной темой является Холокост, для кого-то – Коран и пророк Мохаммед, для кого-то – православные святыни или языческие боги. Во Франции недавно попытались сделать сакральной темой (с уголовной ответственностью за посягательство на нее!) геноцид армян в Османской империи. В России предлагают наказывать в уголовном порядке за отрицание победы в Великой отечественной войне. В Северной Корее уже давно расстреливают за сомнения в верности коммунистического учения.

На Европу до сих пор многие смотрят как на эталон демократии, но если можно одним, то почему нельзя другим? На каких весах взвешивается святость и неприкосновенность тех или иных тем? У каждого болит свое, и если идти по пути запретов, то где остановиться?

Некоторые страны уже дали задний ход. В ноябре 2007 года Конституционный суд Испании отменил наказание в виде тюремного заключения за отрицание Холокоста. Все осужденные по этой статье были освобождены из-под стражи. В 2011 году Верховный суд в Мадриде вынес постановление, по которому вообще было отменено уголовное преследование за пропаганду точек зрения, связанных с отрицанием Холокоста.

В Дании и Норвегии отрицание Холокоста не преследуется. Нет такой нормы и в Соединенных Штатах Америки, поскольку свободное выражение своих взглядов защищено Первой поправкой к Конституции. Эта поправка действует с 1791 года и до сих пор не потеряла свою актуальность.

В 1998 году Европейский суд по правам человека признал правомерность принятия законов об ответственности за отрицание Холокоста. В 2003 году при рассмотрении дела «Гароди против Франции» Европейский суд отметил, что, отрицая Холокост, Гароди действовал в целях, которые направлены на уничтожение прав и свобод, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека, и потому его претензии на свободу слова могут быть отвергнуты.

Европейские правоведы, обосновывая ограничение свободы слова в вопросе о Холокосте, по сути дела руководствуются принципом, сформулированным, как говорят, Антуаном Сен-Жюстом – «Нет свободы для врагов свободы». Это вполне законченная правовая позиция, подтвержденная к тому же статьей 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утверждающей, что никто не имеет права «заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции».

В такой позиции есть своя логика, но она остается только на бумаге. Было бы логично, если бы, основываясь на этом принципе, в Европе была запрещена, например, коммунистическая пропаганда, как отчетливо направленная на ограничение гражданских свобод. Однако на самом деле этого нет, а вот дурные спекуляции на историческую тему расцениваются Европейским судом как покушение на права и свободы.

Может ли поднятый венгром демонстративно провокационный плакат «Холокоста не было» считаться покушением на чьи-то права и свободы? Да еще таким, за которое положено уголовное наказание. Следуя этой дорогой, можно зайти очень далеко. Туда, где сажают за инакомыслие или казнят за супружескую измену.

Вероятно, Европе еще очень далеко до Первой американской поправки к Конституции. Но во всем надо соблюдать умеренность, а особенно в том, что касается запретительных мер. Европейские законодатели оказывают евреям дурную услугу. Еврейской общественности и Израилю, мне кажется, следовало бы высказаться против того, чтобы национальная трагедия еврейского народа использовалась в Европе для ограничения свободы слова. Ничего, кроме новой волны антисемитизма, это не вызовет.

Опубликовано на сайте Института Современной России 21.02.2013
eng…