?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 October 2012 @ 07:53 pm
Роль нравственной поляризации в формировании мировозрения  
                   " А просто душат – Куда нам деться? –
                     И наши души. Калечат с детства."
                                                              Г. Подъяпольский

                                                     " Мы, увы, со змеями не схожи,
                                                                 Мы меняем души, не тела."
                                                                                                         Н.Гумилев

Значительную часть: первые 43 года своей жизни, я прожил в СССР. И, бывало, не раз задумывался о том, как мало изменились мои взгляды и мировоззрение за почти весь этот период. Ну, скажем, лет с 16-и, когда мое отношение к советской власти и идеологии полностью сформировалось и осозналось. Скажем, приведенные мной в эпиграфе строчки Гумилева не были мне так уж понятны тогда. Все, казалось бы, было просто и понятно - на теоретическом, конечно, уровне - вопрос "что делать" меня не так уж занимал: у меня было увлекательное занятие ставшее профессией, много замечательных людей рядом: в том, что я считал в жизни главным мне очень везло. И даже то, что желание сбежать куда-нибудь из этой страны, эмигрировать, постоянно подавлялось по разным причинам меня не так беспокоило. По крайней мере, до того времени, как подросли мои дети. Тогда, собственно, беспокойство за их будущее (и, собственно, настоящее) и пересилило, в результате чего я и оказался в США.

И началась вторая часть моей жизни. И сейчас, оглядываясь на эти годы (а их прошло немало - 21) я вдруг стал замечать, как сильно я изменился. Не то, чтобы что-то полярно изменилось в моих взглядах. Нет такого, чтобы что-то, что казалось мне раньше хорошим стало видеться плохим или наоборот. Но многие "веса" изменились. Более того, я стал размышлять и беспокоиться о вещах, которые раньше казались мне незначительными или которых я просто не замечал. Или, вернее, не придавал значения.

Осознавать эту "смену душ" - я начал уже довольно давно и списывал это на жизненный опыт, возраст - уже почти, а то и совсем, старость, и.т.д.
А сегодня, рассуждая о подобных материях гуляя по парку со своим сыном, вдруг понял: значительная часть этих изменений связана со средой в которой я жил!

В СССР, среда была предельно поляризована. Достаточно серьезное зло было, вот оно, рядом: бесчеловечные и демагогичные власть и идеология. Хотя мне и относительно везло (а впрочем, скорее благодаря моей трусости и тому, что я шел на сделки со своей совестью, к счастью только мелкие) и прямых столкновений с властью у меня не было, давление ощущалось постоянно. И, как я ни уклонялся, необходимость лгать меня очень подавляла.

Скажем, необходимость явно сказать, что я поддерживаю советскую власть в какой-то мерзости (небольшой: в случае, о котором я вспоминаю, это было осуждение невозвращенца балетмейстера Годунова) - чтобы партком выпустил меня в какую-то ближнюю заграницу, в которую очень хотело послать меня в командировку начальство - вспоминается мне с омерзением до сих пор. (кстати - забавно - тот самый зам по идеологии, который тогда вытягивал из меня это признание, нашел меня через одноклассников и иногда шлет мне поздравления с еврейскими праздниками из Израиля :) ).

И - понял я, что каким бы я не был (антисоветским) внутри, на меня, как и на почти всех действовали две силы:
1. - на меня, как и наверное на всех подобных по настроениям людей, наличие рядом подавляющей силы "врага", олицетворения зла создавало настолько поляризованную атмосферу, что мелким, обычным человеческим материям, скажем, обыденным добру и злу, не придавалось такого значения. Многое не замечалось или не казалось существенным именно поэтому.
2 - необходимость время от времени идти на сделки с совестью и мировоззрение вызывали что-то типа защитной реакции. Человек, который лжет время от времени (пусть и нехотя, не по своей воли) неизбежно считает ложь не таким уж страшным грехом!

А в жизни в Америке этого не стало. Ни постоянной необходимости (или, скажем, давления: ведь были же люди, которые этому давлению не поддавались) лгать, ни очевидного "врага" рядом. Я совершенно не имею в виду, что американская жизнь - такой уж рай, но по этим двум параметрам ("враг", олицетворение зла постоянно рядом и необходимость притворяться, лгать) - ничего даже отдаленно подобного здесь (по крайней мере в моей и моей семьи жизни) здесь нет.

И - думаешь несколько о другом и по другому!

Два интересных вывода:

1. Современная жизнь в Израиле имеет определенную аналогию. Хотя второй части - принуждению ко лжи там (надеюсь) нет, "враг" то рядом, даже более "действенный" чем советские власти: война (в определенной форме) продолжается постоянно и возможность быть убитым ракетой или террористами висит постоянно. И поляризация нравственной атмосферы (хотя и несколько другого, чем в СССР вида) постоянно присутствует. Это объясняет мне то, что не так-то легко мне бывает найти общий язык со своими друзьями из Израиля или теми, кто пожил в Израиле какое-то время.
2. Оценивая ситуацию в России, несмотря на многие страхи и тревогу, надо сказать, что по крайней мере половины того развращающего давления советской власти сейчас нет. Никого не заставляют признаваться в любви к власти. Конечно нынешняя власть выглядит очень неприглядно и спрятать это (как отчасти удавалось большевикам) невозможно - и власть пытается выставить в качестве идола для преклонения РПЦ. Но похоже, это не очень-то получается...

P.S. Короче, опять "мыслью по древу". Прошу прощения за сумбурность, но очень хотелось записать эти сегодняшние мои размышления.
 
 
 
Misha Furmanmishafurman on October 29th, 2012 01:39 pm (UTC)
Ну, это очень вольная трактовка "лжи" - скорее следует рассматривать как шутку :)
Во все времена (вероятно) люди учили детей тому, что считали или хорошим или полезным. Или, вернее, - тому что было принято хорошим, полезным или приличным в обществе. Причем по поводу того, что хорошо и/или полезно в разных обществах мнения бывали разными. Скажем, не резать рыбу ножом.
Так можно рассматривать практически все, что мы делаем - ведь нас этому научили. Или нас к этому принуждают просто практика и законы общества - скажем, будешь драться - скорее всего побьют.

b_n_eb_n_e on October 31st, 2012 03:05 am (UTC)
Уровень дрессировки и знаковости слов и деяний
Уровень дрессировки и знаковости слов и деяний в среде неотвратимо пронизывающей большую часть суток, конечно, запределен
В этом опыт СССР и других тоталитарных режимов поучителен
Но нечто подобное давали и кастовые и религиозные и сильно иерархические общества
Ситуация свободы скорее обретенная редкость чем норма в истории человечества
Но если адаптирование не вызывает проблем, то жизнь в империи зла проще
У многих по такой полноценной мимикрии и любви к лпределенности тоска

Сегодня с утра нечаянно думалось о том уберут ли в Бауманском портрет Рамзина, повешенный там в перестройку и когда
А может уже и убрали - редко там бываю
LiveJournal: pingback_botlivejournal on November 2nd, 2012 06:02 pm (UTC)
А просто душат, Куда нам деться? И наши души. Калечат с д
User nora09 referenced to your post from А просто душат, Куда нам деться? И наши души. Калечат с детства saying: [...] Оригинал взят у в Роль нравственной поляризации в формировании мировозрения [...]