?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 June 2012 @ 12:00 pm
Эволюция некоторых моих взглядов на Бога и религию: 2  

Как это нередко со мной бывает: размышляешь о чем-то долго и хочется написать т, к чему пришел и кажется очевидным. Но - и стыдно за незаконченность и дилетантизм, и хочется уж завершить "теорию" до ее полного конца, чтобы написать обо всем связно. А - не получается и начинаешь подозревать (особенно с годами), что такого совершенства не достигнешь никогда...
Но - когда вырвется что-то, это, написанное помогает думать дальше. Особенно, если это заденет кого-то и ты получишь комментарии - или критические или любые другие. Высказанное помогает лучше осознать.
Так, похоже, случилась с моей предыдущей заметкой на эту тему, и хочется чуть продолжить.



Итак, для меня очевидна (для меня, унаследованное из давних разговоров с моим учителем) неприязнь к модели мироздания в которой люди творят добро не потому что им этого страстно хочется, а потому, что за это их ждет награда (райские кущи или, сколько там? 50, что-ли девственниц. Или еще что-то :) ), а за зло - наказание. И думая об этом пришла мне в голову аналогия с общепринятыми методами воспитания. Это тема - воспитание - также занимает меня многие годы - пожалуй, большУю часть моей жизни. И не потому, что я учился в педе :) , а более благодаря моим троим сыновьям и дочери.
Традиционные школы состоят в том, что родители или учителя должны "наставлять" детей. В самых разных формах от жесткой (наказания и поощрения) до мягких (почти без наказаний, поощрение по большей часть "любовью" или "доверием". То есть есть начальник/наставник (в наиболее красивой "мягкой" форме, Учитель по Стругацким) и есть дитя - починенное, обЪект воспитания.
Для меня такой подход всегда был крайне неприятным, если не сказать, отвратительным. Вероятно, важным для осознания этого был не только собственный опыт, а в значительной степени - чтение Януша Корчака. По моим представлениям, единственный честный и действенный способ воздействия (и на детей, и на взрослых) - это: Старайся быть сам таким, каким ты хочешь видеть видеть своего ребенка. (замечу: старайся, не обязательно будь: последнее не всегда возможно).
Кстати - хороший тест: представим Вы совершили что-то нехорошее - то есть такое, что бы Вам очень не понравилось бы узнать про Вашего сына или дочь. Что Вы захотите сделать:
- Скрыть от него/нее (если это реально).
- Рассказать и обсудить, как бы это можно бы исправить. Или исправить и потом рассказать.

Но это отступление - и вот к чему. Кажется мне, что религии (все ли?) в своей нравственной части моделируют этот первый, традиционный поход к воспитанию. Поощрение - наказание. Рай и ад. Человеку говорят: "ты свободен творить добро или зло. И - если ты будешь творить зло, тебя накажут в аду, а за добро наградят в раю". Ничего себе "свободен": напоминает мне советско-марксистскую формулу: "свобода это осознанная необходимость"!

Даже в будизме есть немного подобного, как мне кажется, при моем более чем скромном знании предмета. Ведь плохие дела уродуют карму, что откликнется какими-нибудь гадостями в следующих воплощениях (хорошо проилюстрировано В. Высоцким в известной песне). Но там по крайней мере нет в явном виде "палача", который исполняет наказания...

Disclaimer: Понимаю, что я нахожусь (как почти всегда :) ) в области, в которой я не то чтобы очень компетентен и буду рад любым содержательным (то есть таким, которые я смогу хоть немного понять) комментариям.


 
 
 
b_n_eb_n_e on July 1st, 2012 08:02 am (UTC)
Воспитание на примере
Воспитание на личном примере идеально в стационарной среде
Иначе могут быть проблемы (смешно, но вспоминается экстраполяция при распознавании)
Если удается нащупать не поверхностную имитацию, а нутряную - будет лучше
Но как это сделать - вопрос

А педагогика воспитания на примере (тут наверное и Коменского можно вспомнить) часто нарывается на проблемы бытия
Преподавал я как-то в школе информатику с год
Очень неровные были результаты
Иногда удается скорее раскрыть чем научить
Misha Furmanmishafurman on July 1st, 2012 09:24 pm (UTC)
Re: Воспитание на примере
Ну, я-то пишу в каком-то смысле не о воспитании: воспитание для меня слово почти ругательное. То, о чем я говорил отличается от воспитании на примере тем, что "примером" является не "образцовый поступок", а стремление и усилия выработать у себя желаемые качества.
Это на мой взгляд единственный честный (и действенный) способ влияния на того, кого ты любишь. Любовь - в самом широком смысле - конечно также необходимое условие - кажется об этом говорил Ян Амос Коменский.
А обучение - это тем более другое...
b_n_eb_n_e on July 2nd, 2012 02:32 am (UTC)
Re: Воспитание на примере
А самовоспитание также ругательное? ;-)
Misha Furmanmishafurman on July 2nd, 2012 03:52 am (UTC)
Re: Воспитание на примере
Не знаю что это такое :)