?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 May 2012 @ 02:32 pm
УМНИЧКИ ПРОТИВ ДУРОЧЕК  
С радостью я прочитал этот пост свящ. Якова Кротова - столь совпадающий с моими представлениями обо всем этом.

Originally posted by yakov_krotov at УМНИЧКИ ПРОТИВ ДУРОЧЕК

В Деле Девушек, которые четвёртый месяц наказаны заключением за то, за что наказывать нельзя, поражают не людоедские высказывание запредельных персонажей, от Чаплина и выше. Поражают представители «православия с человеческим лицом», те, кто подчёркивает свою толерантность, экуменизм, европейскость, при каждом поводе дистанцируется от руководства РПЦ МП, хотя объясняют, что альтернативы МП быть не может в принципе.


Библеист Глеб Ястребов: «Не очень культурные и не очень умные девушки решили спеть на амвоне самодельную и эксцентричную молитву».


Писательница Ольга Седакова: «Самым приятным в наших шествиях для меня было как раз противоположное карнавальному движение – люди не прятались, а открывались: себе, другим и публичному пространству. … Здесь было заявление некоей простой нормы жизни, человечной, достойной, порядочной, доброжелательной и цивилизованной. Мы здесь с нашими детьми, стариками, инвалидами, домашними собачками. Со своими учеными, писателями, художниками. Мы внимательны и уважительны друг к другу. Протест нормы против зла, патологии, мерзости, безвкусия, непристойности. Можно сказать: антикарнавал. (В этом отношении злополучный панк-молебен, на мой взгляд, повернул все назад, к давно знакомым формам эпатажа)».


Лидер тех самых шествий «доброжелательных и цивилизованных» Алексей Навальный: «Акция их в ХСС – идиотская и спорить тут нечего. Какой аргумент ни возьми, от «в мечеть-то вы не пошли» до «а зачем вообще» – всё правда. Мне бы, мягко говоря, не понравилось, если в тот момент, когда я в церкви, туда забежали какие-то чокнутые девицы и стали бегать вокруг алтаря. Имеем неоспоримый факт: дуры, совершившие мелкое хулиганство ради паблисити».


Писательница Майя Кучерская: «Это невероятно раздутое из-за политического подтекста хулиганство дурочек-с-переулочка».


Библеист Андрей Десницкий: «Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам. Гораздо лучше будет сказать так: «мы – за сбережение нашего наследия и за уважение друг ко другу. … Для христиан вполне естественно добиваться уважительного отношения к своим святыням, вплоть до внесения соответствующих норм в уголовное законодательство».


Телеведущий Александр Архангельский (цитирую подробно, т. к. сам расшифровал с записи телепрограммы государстенного телевидения): «Печально, что современная культура считает для себя приемлемым неуважение к чужому чувству и оправдывает это эстетическим правом. … Матерные частушки … никакого богохульства не содержали, разве что благоглупость. … Не ограничились своим музейно-эстрадным пространством, а полезли в храм. … Это безобразие опасно не само по себе, а по своим возможным следствиям. Право у нас не прецедентное, а жизнь вполне. Если можно один раз, то почему нельзя второй. … Причём каждый следующий шаг должен быть радикальнее предыдущего, иначе никто не заметит. Первым достаточно устроить выставку в музее, затронув прямо или косвенно святыни. Вторым приходится лезть под своды с пением. Третьи будут должны уже выкрикнуть что-нибудь богохульное, а четвертые, глядишь, побегают по алтарю голяком. … Как остановить дурную бесконечность? Как православным оградить себя от посягательств слишком актуального искусства? … Учитывая, что ничего реально злодейского эти дурочки не совершили, ласково их пожурить, подарить иконки и отпустить с миром – идите и больше так не делайте. Что, кстати, и предложил известный церковный публицист диакон Андрей Кураев. … Глупых девочек надо пожалеть и простить. И ещё потому, что внешний мир увидит: сегодняшняя церковь живет по другим законам. … Об эту реакцию как о невидимый порог разобьются последующие провокации – зачем усиливать давление, если просто не на что давить».


Все называют Девушек «дурами», «дурачками», «не очень умные», «безвкусие, непристойность». Все – «либеральны» в том отношении, что решительно против тюремного заключения (хотя Архангельский и Десницкий всё же используют вполне однозначный советский лексикон: «оградить», «провокация», «добиваться уважительного отношения к своим святыням, вплоть до внесения соответствующих норм в уголовное законодательство»). А могли бы бритвой по глазам!!!


Православность тут ни при чём. Телеведущая Ольга Бакушинская (римо-католичка): «Отец Андрей Кураев выступает с весьма адекватной оценкой … поступка этих девушек, считая его безобразным».


Конечно, людоедские призывы какого-нибудь священника из храма с говорящим денотатом «Хамовники» ничуть не похожи на элегантно заточенные выступления гламурных протестантских лидеров или ватиканских сидельцев. Но ведь содержательно, по сути, Хамовники и Храмовники проповедуют одно и то же: царство кесаря обязано нам помогать, а нашим врагам наоборот! Потому что мы умные и говорим правду и полезность, а они дуры и дураки, хулиганки и мерзавцы, социально опасные элементы.


Примечательны отсылки к Кураеву — после всех его высказываний о евреях, которые-де сами себя отправляли в газовые камеры, об униатском священнике Александре Мене и т. п., после ожесточённой (и успешной) борьбы со свободой совести, после рассуждений о еврейской подоплёке 8 марта, «либералы» считают возможным и нужным вести отсчёт от этого человека. Ну как же – он умный, IQ-близкий. 


Дело Девушек стало тестом на глубину одичания. Тест показал, что одичание зашло глубоко. Дикое мещанство — все эти суждения в понятиях «дурочки», «нецивилизованные». Это стилистика и миропонимание Жданова и Хрущёва, а не европейских либералов.


Абсолютно адекватные оценки Дела Девушек представителями европейской цивилизации — настоящими — даны. В русской печати, кажется, адекватность проявила только Анна Зобнина в интервью журналу «Сноб»:


«Это целенаправленный, стратегически грамотный, профессиональный феминизм, позиционирующий себя на грани с арт-активизмом и внутри общего оппозиционного движения. … В России, к сожалению, феминизм для большинства оскорбление и табу. … даже среди образованных людей уровень неграмотности в вопросе феминизма зашкаливает. … Всё происходящее напоминает театр абсурда … поэтесса Ольга Седакова заявляет, что воинствующий феминизм Pussy Riot не имеет ничего общего с феминизмом на Западе, а в это время ссылку на сайт Freepussyriot.org размещает на своей странице одна из ведущих европейских организаций по правам женщин, гендерная платформа Нидерландов WO=MEN. И среди этого хаоса Надежда Толоконникова, 23-летняя студентка, из тюрьмы, без интернета, книг и поддержки, выдает серьезный философско-политический манифест о гендерном равенстве, который низводит всё происходящее до уровня карнавала безумия».


Девушки — дурочки с закоулочка? Сами вы — цивилизованные, аккуратно и воспитанно выражающие свои «протестные настроения» так, чтобы ни один палач не пострадал, чтобы не отпугнуть от себя коммунистов, нацистов и националистов, чтобы настоятель-черносотенец не прогнал с исповеди — сами вы в закоулочке, и ваш драгоценный «храм Христа Спасителя» – закоулочное, тёмное и вонючее подражание православию, а вовсе не Православие. Чистенькими хотите остаться? Ишь, добренькие какие — мол, пожурить да отпустить. Вы своих настоятелей и архиереев журите, когда те насилуют Евангелие. Не хотите? Что ж, это умно, очень умно… Умнички!


Неужели надо отдельно издавать феминистическое Евангелие, где будет сказано: “Кто же скажет сестре своей: “дурочка”, подлежит синедриону; а кто скажет: «безумная», подлежит геенне огненной” (ср. Мф. 5, 22)?!!!


Originally published at Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». You can comment here or there.


 
 
 
b_n_eb_n_e on May 30th, 2012 01:53 pm (UTC)
А мне как-то не пришлось
А мне как-то не пришлось
Импонирует идея, что индивидуальная свобода кончается у кончика чужого носа
И помнится и сам г-н Кротов при случае спокойненько так банит когда ему не импонируют ответ
Кстати и чужие тексты спокойно берет и переформатируя без ссылк размещает (один мой знакомый так попал)
Двойная мораль просматривается

Misha Furmanmishafurman on May 30th, 2012 02:27 pm (UTC)
Re: А мне как-то не пришлось
Ну, я не писал характеристику Якову Кротову - я сам с ним "разошелся" несколько лет назад; впрочем, кажется, он стал мягче и корректнее.
Двойная мораль я думаю, до какой-то степени просматривается у всех у нас; обычно о ней говорят когда кого-то осуждают; здесь же главная нить - против осуждения.
В данном случае я представил конкретный пост - суждение, которое весьма соответствует моим представлениям (резкие элементы, которые мне не нравятся, там тоже есть - но они минимальны и не играют большой роли).

Носчет "кончика носа" - Вашу мысль я не понял.
b_n_eb_n_e on May 30th, 2012 04:08 pm (UTC)
Re: А мне как-то не пришлось
Не знаю кто дал определение свободы как права делать все что угодно, но не задевая аналогичных прав других людей
Условно можно махать кулаками, но не дотрагиваясь до кончика носа другого

Есть масса эффективных приемов и пропаганды и получения денег которые затрагивают других людей (дезинформация, вымогательство, воровство)
Фокус в том, что не любые МЕТОДЫ оправданы
Тут в частности любые формы террора
Для меня МЕТОДЫ Удальцова, Лимонова, этих дам не представляются морально лоправданными

Элементы двойной морали безусловно есть у большинства людей (включая и меня)
Тем не менее, я не оцениваю их как печальную необходимость для любых времен и сообществ
Misha Furmanmishafurman on May 30th, 2012 06:24 pm (UTC)
Re: А мне как-то не пришлось
Слышу горечь в Ваших слоывах и не знаю, продолжать ли...
Про двойную мораль - согласен, но не вижу связи...
Про свободу: сложная тема.
Во первых, свобода это не право, а возможность.
Разбить кому-то нос это тоже свобода.
Поэтому свобода нуждается в ограничении - обычно, объявляя свободу как право вводят ограничение - не причинять вред другим.
Методы - это совсем другое, к свододе на мой взгляд отношения имеющие мало - это выбор определенных действий для достижения некоторой цели; без определения цели значение слова метод неясно.
Можно было бы продолжать, но на таком общем уровне это к статье Кротова по моему мнению отношения практически не имеет. Также как и рассуждения о двойной морали...
b_n_eb_n_e on May 30th, 2012 06:41 pm (UTC)
Re: А мне как-то не пришлось
Может и не стоит обсуждать
Просто печально знаменитый лозунг: "Цель оправдывает средства" я привык рассматривать в срезе свободы выбора средств и роли моральных критериев в ограничении этой свободы
Как там у Губермана
"Но цель оправдывала средства,
А средства обосрали цель..."
Misha Furmanmishafurman on May 30th, 2012 07:29 pm (UTC)
Re: А мне как-то не пришлось
Безусловно: здесь не согласиться трудно.
Михаил Пробатовbeglyi on May 30th, 2012 06:17 pm (UTC)
Миша, я прочёл с удивлением и радостью этот его текст. Очень всё верно. И мне ещё припомнились русские юродивые, к которым принято было прислушиваться, не глядя на эксцентрическую манеру себя вести именно в церкви.

Сейчас у меня будет некоторый антракт в ЖЖ. Но я читаю, почти исключительно тебя. Иногда буду что-то писать сюда.

Привет!
Misha Furmanmishafurman on May 30th, 2012 06:27 pm (UTC)
Миша,
надеюсь, что у тебя все в относительном порядке. Буду иметь в виду, что ты читаешь :)
Good luck.