?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 May 2012 @ 02:26 pm
Продолжение нашей неспешной переписки с begli-м  
Продолжение нашей неспешной переписки с begliy
Миша: как обещал (и собирался) пишу ответ на это письмо: http://beglyi.livejournal.com/300424.html
Как и обещал, это не будет острая дискуссия, спор, или даже целенаправленный комментарий - скорее просто продолжение разговора. Не очень управляемый поток размышлений...
Насчет брани или резкостей со стороны кого-нибудь - я отношусь к этому совершенно спокойно. Дело вообще не в форме выражения (как правили: исключение - это когда из-за формы невозможно понять содержание), а в содержании и/или цели реплики. Дурное, если содержания нет (или мало) а, главное, цель состоит в том, чтобы вызвать какую-то эмоциональную реакцию - раздразнить, оскорбить, вызвать ругань на повышенных тонах. Но - здесь есть прекрасное средство - забанить. Закрыть дверь. Опустить звукоизолирующую перегородку. Впрочем, пока мне это делать почти не приходилось...
По поводу "левых" и "правых" я так и не понял. Но - термины эти расплывчаты, применяют их сильно по разному - да и по разному в зависимости от страны, обстоятельств и.т.д.
По поводу брата - это был человек совершенно потрясающий в своем понимании и проникновении во все области, которыми он занимался - последнее время - в социально - политические. И, кстати, в ранних 90-х я с ним тоже согласиться не мог - да и общение наше было очень ограничено.
Что касается семьи, он писал в основном о нашей шведской линии - она наиболее прослеживается - впрочем, только до пра-прадеда, который был крупным инженером - дальше есть только неподтвержденные легенды; по одной из них он воспитывался в приюте и его крестным отцом был кто-то из великих князей... Будто он из финских шведов - но как и когда попал в Россию - неясно. Мой троюродный брат (кстати, присутствующий здесь в ЖЖ) считает его связанным с Петром 1-м, но по времени это не получается - может речь шла о его предке.
Есть еще украинская линия деда со стороны матери - он был инженером, чем-то вроде зам или помошника министра, а в его роду, помню были священники. И мой отец - родом из еврейской одесской семьи - его отец будто бы был сапожником...
Переплетение интересное - что меня удивляло и даже смущало всегда - это то, что я не знаю никого из близких, пострадавших, что в революцию, что на войне. Про первое, ясно, не рассказывали, а то и старались забыть...
Про Айзнера - я все написал - конечно это про этот конкретный эпизод; я совершенно не исключаю, что он проявлял героизм до того; в своем комментарии я, кажется, сказал, что он вызывает у меня определенную симпатию. Хорошенький (!) ты мне задаешь вопрос по этому поводу: 
"Не о том, чего ему нельзя было делать, а о том, что ему было делать в такой ситуации? Может быть, застрелиться?"
В общем виде на такие вопросы ответа, к сожалению, нет (замечательная иллюстрация - "Сотников" Василя Быкова)!
В частном, впрочем, ответ есть: не выходить из себя и держаться в рамке инструкций и норм - судя по всему это было возможно. 
Но - это война, хотя в этом эпизоде - в очень мягкой форме. И радости от войны никогда не жди - война всегда мерзость. Даже, если ты десять раз на "правой" стороне. Война - это насилие, а насилие - это ужасно. Даже в случае, когда оно по всем логическим и этическим мерам кажется справедливым. Тоже, любимая мной, потрясающая иллюстрация этого, хотя и из несколько другой области - про смертную казнь - это фильм Кшиштофа Кисловского - "короткая история об убийстве" (я перевожу название - в русском варианте название может быть и другим).
И - да: в жизни сплошь и рядом бывают в определенном смысле безвыходные положения. Скажем, делая кому-то добро мы причиняем вред кому-то другому. И - как бы не было замечательно это "добро" - оно не может отменить причиненное зло. Страшнее всего это выглядит на войне (естественно, сужу по книгам и немногим разговорам с теми кто воевал) - на войне ведь приходится убивать... И сам факт убийства человека является злом безусловным (я, конечно, излагаю свой персональный взгляд, но, думаю, немногие с ним не согласятся). 
Иногда - таки да - застрелиться...
Про Сцеволу - "ты уверен, что Вечный Город был для Сцеволы просто группой людей или некоей организацией?" - конечно же нет !! Мое "группы людей или некоей организации" - это сухие формальные слова - они могут быть просто оскорбительны для человека жертвующего своей рукой (и трудно представимыми мучениями) или жизнью во имя чего-то для него самого главного. Но это не умаляет полезности подобных определений позволяющих довольно точно очертить понятия. Как скажем физиологические или анатомические термины будут, возможно, звучать оскорбительно влюбленной паре занимающейся любовью...
Строго говоря речь здесь о другом - о самопожертвовании, героизме, когда человек жертвует чем-то очень важным (часто, жизнью) ради чего-то или кого-то, что для него представляется более важным. Это может быть и патриотизм - и это очень любит начальство, поскольку это помогает выигрывать войны (по крайней мере старые, традиционные, войны). Но это может быть все, что угодно. Например самопожертвование (не обязательно, жертвуя жизнь, и не обязательно актуальное - может быть готовность к самопожертвованию) ради конкретного человека - это главное определение любви. Заметь разницу: патриотизм - это про абстрактную группу людей - скажем, страну. А любовь - про конкретного человека (или, возможно, нескольких). В древности, в случае племени или деревни эти понятия соприкасаются. А теперь... Родина/партий?... Меня гораздо больше привлекает второе....
"Будет подполковник Шалом Айзнер служить своему народу, или его уволят из армии?" - тебе лучше знать, но, кажется его не уволили.