?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 October 2011 @ 08:27 pm
Немного обо мне и религии (часть 1)  
Будучи чем-то вроде агностика интересующегося всю жизнь вопросами имеющими отношение к религии (как конкретным верам, так и весьма общим соображениям), захотелось мне немного написать про себя в этой "проекции". Тем более что я нередко встреваю в какие-то дискуссии - в особенности мне трудно вытерпеть молча выражения вульгарного атеизма.

Начну немного с истории моего отношения к этому - и надеюсь через некоторое время продолжить. А также
всегда рар подискутировать если найдутся желающие.
=======================================================================================

В детстве я о Боге практически не задумывался. Мама и "главная" бабушка Лида были неверующие, а бабушка Вера пыталась довольно неуклюже свое христианство скрывать - мне это казалось смешным и только в весьма взрослом возрасте я понял, что у нее родившейся в 1887 году и пережившей все страшные ленинско-сталинские годы были немалые основания стараться скрывать и веру и, возможно, еще многое.

Я помню, (было мне, наверное, 5-10 лет) задумывался о смерти (и пугался), о возможности реинкарнации (из Куприна? про будизм я тогда еще не знал), бесконечности миров - из которой, мне казалось, следует повторяемость (потом, узнав про принцип Дирихле, я понял, что это не так).

В старших классах меня увлек так много обещающий материализм. Начав программировать (в 9-м классе) я даже подумывал о создании программы, моделирующей эволюцию с естественным отбором) которая (программа), если подождать, может стать со временем разумной и обладающей чем-то аналогичным сознанию (Тогда колоссальное влияние оказал на меня Станислав Лем - великий популяризатор - философ). Но - быстро (по мере овладения математикой, алгоритмами и программированием) стал понимать, что механицизм
вульгарного представления о Дарвиновской теории совершенно ничему не соответствует. Самое простое рассуждение состояло в представлении о случайной мутации как аналоге случайного изменения бита в программной памяти. Шансов, что такое случайное изменение приведет к чему-то полезному практически нет. То есть для большинства программ - нет совсем. Изменение бита либо ни на что не повлияет, либо сломает программу - или вызовет поломку в каких-то отдедьных ситуациях.

То есть для того, чтобы внешние случайные воздействия приводили к чему-то разумному, внутреннесть объекта должна быть спроектирована очень специально, и не просто разумно, а гениально. Единственное, что мне приходило в голову, это так, чтобы почти все "внутренности" были хороршо защищены от этих "мутационных" воздействий, а "наружу" выставлены только специальные "рецепторы". Скажем, управление
температурой тела - тогда при случайном воздействии на такой температурный рецептор (плюс, конечно, определенный механизм наследования) отбор привел бы к оптимальной для выживаемости температуре. Но для этого создотель должен был предвидеть и существенные "параметры", которые должны пожвергаться "мутациям" и возможные изменения внешне (физической или социальной) среды, для которых эти пораметры могут быть полезны.

Так, собственно, я и стал агностиком (хоть и слова такого не знал), стараясь читать про разные запрещенные в СССР "идеалистические" философии - главным образом через их критику, типа Антидюринга или "Материализм и эмпириокритицизм". Эти критическине статьи оказались очень слабыми, но какое-то представление о чем-то давали. Так что периодически мне нравилось объявлять себя или солипсистом
или позитивистом или атеистическим экзистенциалистом... :)

Надо сказать, что большинство моих учителей и друзей были в той или иной степени атеистами - как правило бОльшими атеистами, чем я. И всерьез задумываться об этом всем снова я начал уже в довольно зрелом возрасте.
 
 
 
Евгений Якубовичyakubovich on October 31st, 2011 04:34 am (UTC)
Мне близка ваша точка зрения. Хотя я верю в существование Высшего разума. Можно сказать, что я верю в Бога. Но при этом отрицаю все внешние аспекты веры.
Я никогда не пытался точно сформулировать и конкретизировать свои мысли на эту тему. Но могу только сказать, что отвергаю для себя обе крайности: как коммунистический материализм, так и ортодоксальный и секстанские подходы к вере в Бога. Вера - это личное, глубокое, не на показ.

По поводу Антидьюринга хочу сказать, что там было несколько очень здравых и четко сформулированных идей. Эту книгу "изучали" в курсе марксистко-ленинской философии и политэкономии, хотя если вдуматься ее следовало запретить в СССР вообще.
Я сейчас помню две серьезные мысли из той книги, а именно:
1. Наличие при социализме денег, имеющих золотой эквивалент, создает угрозу восстановления капитализма.
2. Такую же угрозу реставрации капитализма представляет существование социалистической страны рядом с капиталистическими.
b_n_eb_n_e on October 31st, 2011 02:49 pm (UTC)
Кажется где-то примерно в 73
Примерно в 1965 вышла брошюрка Лема с названием "Формула Лимфатера"
Кажется где-то примерно в 73 издали перевод книги Фогеля по эволюционное программирования
Мне она казалась тогда очень поверхностной
А сама идея самообучения была частично в программе для шашек описанной в сборнике "Автоматы"
"Материализм и эмпириокритицизм" (как и "Философские тетради") на мой вкус - отвратительные по логике и вообще содержанию тексты
Энгельс писал много лучше и умнее
Misha Furmanmishafurman on October 31st, 2011 04:25 pm (UTC)
Re: Кажется где-то примерно в 73
- Формула Лимфатера - это был тонюсенький сборник с совершенно замечательной подборкой рассказов - причем рассказов, илюстрирующих самые разные философские проблемы. Именно она-то и произвела на меня впечетление.
- Программирование чего-то вроде эволюции интересовало меня, как я упомянул, примерно в 10 классе школы - как раз в 65-66 годах.
- Самообучение это совсем из другой оперы.
- Энгельс - конечно лучше. Но - я читал его раньше, в классе 8-м - и все равно это быстро стало казаться мне очень дилетанским...
b_n_eb_n_e on October 31st, 2011 04:57 pm (UTC)
Именно так про Лема
Видимо Лема переводили или представили к переводу еще при Хрущеве
В СССР была практика давать книги на просмотр и получать рецензию и рекомендации к переводу
И впрямь часто переводили в области естественных наук лучшее

А самообучение по параметрам может быть разным
IMHO полезно различать минимизируемый функционал и способ минимизации
Понятно, что структура функционала (число локальных экстремумов и оценки константы Липшица) влияют и на сам выбор алгоритма, но я предпочитаю это различие сохранять