?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 October 2010 @ 04:52 pm
Критические заметки к статье Н.Н.Непейвода и В.В.Рыкова о профессии программиста - 2  

 Вторая и последняя часть - занятие это меня утомило...

Первое.

Уметь читать. Если Вы читаете на русском языке менее 200 страниц в час, Вы не умеете читать. Этому можно и нужно научиться. А английский нужно довести не менее чем до 100 страниц в час (лучше до уровня русского!).

 

Совершенно ужасно: быстро читать, может, еще вреднее, чем быстро писать – потому что что-то написанное тобой плохо гораздо естественноее осознать и переписать. А вот прочитанное плохо обычно так и остается. Но, главное в обоих случаях – не остается времени думать!

 

 

Второе.

Интересоваться всем вокруг, даже тем, что кажется пока что ненужным. Лишь бы это было интересным и будило мысль. Никто не знает, откуда Вам прилетит следующая проблема.

 

Это полезно всегда – и вне зависимости от проблем. Люди любопытные и любящие учиться всегда имеют преимущества перед ленивыми или слишком практичными – вероятно, во всех творческих областях. Вот только, к сожалению, управлять этим в себе трудно, если вообще возможно.

 

Третье.

Иметь в голове не базу данных, а систему знаний. То есть иметь не эрудицию, когда все хранится по отдельности и достается по ключевым словам, а взаимосвязанную структуру понятий, когда Вы в любой момент можете преобразовать любую формулировку и соединить между собою вещи, лежащие по предметной классификации сколь угодно далеко друг от друга.

 

Это на мой взгляд пустые слова. Это часто называют «талантом» - и я сомневаюсь, что это можно приобрести после рождения.

 

Четвертое.

Помнить, что здесь остановиться значит деградировать. Чтобы стоять на месте, придется всю жизнь бежать, а чтобы попасть в другое место --- бежать вдвое быстрее. Зато жизнь будет жизнью, а не существованием.

 

Абсолютная чушь. Точнее – есть такой взгляд на жизнь – нахватать как можно больше пока жив. Он мне персонально несимпатичен, но по видимому это никак не корелирует ни с талантом, ни с успехами. И уж точно, к программированию отношения не имеет.

 

Наступает черед второго выбора.

 

Да нет здесь никакого выбора.

Идти приходится на работу туду, куда возьмут; выбор часто невелик – особенно в начале карьеры.

 

Вы хотите, чтобы вами руководили.

В этом ничего плохого нет. 95% людей на самом деле теряются, когда вынуждены руководить сами собой, сами принимать решения. Тогда идите в фирму. Но выбор фирмы согласуйте со своими ответами на два других вопроса.

Вы хотите сами принимать решения.

Идите в свободный софт. Для чистого программиста это практически единственный шанс набрать такую квалификацию, которая позволит ему оставаться полезным до конца жизни. На фирме вы очень быстро деградируете, если вы просто программист, даже старший. Или же опять-таки становитесь аналитиками, а потом будьте независимыми консультантами. Или создавайте собственную команду (все равно, фирму или объединение фрилансеров).

 

Что это такое – свободный софт? Занятие для богатых, которые не нуждаются в зарплате?

«Создайте собственную команду» - чтобы быть успешным нужно сочетание таланта данного от Бога и массы случайных обстоятельств. И при этом в 99% слусаев это значит заниматься неинтересными, но хорошо продаваемыми на рынке вещами.

Такого выбора практически нет, а если бы он был, я бы от него людей предостерегал.

 

Все – дальше не так подробно – про советы, что учить.

 

1.      Общая культура – я бы тоже советывал: люблю культурных людей, да и сам от недостатка общего образования нередко страдаю. Но к программированию это никакого отношения не имеет.

2.      Скорочтение и скорописание – очень вредно.

3.      Математика. Очень нужно некоторое представление о математике – скажем классический курс матанализа с доказательствами (часть из которых сделаны самим студентом) невероятно ценен. Пожалуй, логика. Причем по всей вероятности, непостредственно для будущей работы не нужен.
И – некоторые разделы, скорее всего нужные или полезные непосредственно – скажем, теория графов.

4.      Иностранный язык – нужен, но просто для жизни – для программирования достаточно очень примитивного английского.

 

 

Насчет рассуждения об удаче или ловушке – это опять детский сад. Что является для человека удачей, а что ловушкой – вопрос выходящий далеко за пределы обсуждения. Да и нередко меняется это в течении жизни не раз...

 

 


 
 
 
b_n_eb_n_e on October 22nd, 2010 03:42 pm (UTC)
Не читал исходный текст
Не читал исходный текст, но по реаликам создается впечатление о его надуманности

Полноценная работа это адекватное слияние языка опережающего (вмещающего в себ проблемы) предметной области и наличных в кода (если таковые существуют)

Обычно редко кто на это всерьез способен
ka_10ka_10 on October 22nd, 2010 07:22 pm (UTC)
Не имею никакого отношения к программистам.

Просто замечание на тему "третьего": к таланту это не имеет никакого отношения, это называется ассоциативное мышление и его можно развить в любом возрасте :)
Misha Furmanmishafurman on October 22nd, 2010 08:09 pm (UTC)
Ну, я бы не сказал - хотя выглядит и похоже - возможно, это некоторая очень специальная разновидность асоциативного мышления...

Грубый, из анекдота пример - про Ньютона. Мало ли на кого яблоки падают и что людям при этом мерещится...

За каждой такой ассоциацией ведущей к открытию (не обязательно большому - скажем к решению какой-то частной задачи) лежит обычно большая работа, которая ведется часто неосознанно, иногда даже во сне. Состоит она в чем-то вроде замечания/отбирания необычных связей, попыток взглянуть на предмет под другим углом и.т.д. Результат (конечный) этого процесса может выглядеть как простая ассоциация.

Талант или не талант это - не знаю; видел только один способ тренировки - заставлять тренируемого решать хорошо подобранную серию задач... И - все равно, любого не натренируешь - со мной это, скажем, старались сделать в юности несколько весьма крупных математиков - по очереди :) - я им казался талантливым. Но - математиком я так и не стал, хотя и сам хотел. Я думаю, тут было пополам - и недостаток способностей и врожденный "инженерный" тип мышления...
ka_10ka_10 on October 22nd, 2010 08:41 pm (UTC)
А как же удача ждет подготовленных? Когда Ньютону на голову яблоко упала, он уже как 15 лет этими вопросами задавался. Получается, что "не с потолка" :)))) Хотя я не отрицаю, что в некоторых случаях, задатки (опять же не совсем слово талант) играют большую роль, и, возможно, не надо пытаться становиться кем-то потому что "хочется", или есть некое давление со стороны. Как в другом очень-очень черном анекдоте: "нет ножек - нет мультиков".
Misha Furmanmishafurman on October 22nd, 2010 10:51 pm (UTC)
Конечно "подготовленных" - и что я хотел сказать, соль часто именно в этих подготовках! Недостаточно раздеться, залезть в бочку и ждать :)
И способность к таким подготовкам - я думаю, и есть талант.
И - кстати - поэтому я не люблю и призывов к быстрому чтению.

Очень часто, реальная "работа" - ключевая, делается незаметно - даже
для того, кто ее делает. Просто некоторое время человек мучается (или, иногда, не мучается - как повезет :) ) - ничего не получается. А потом вдруг "ах, какой же я был идиот - так все просто!..."